Детский сад №18 "Радуга", группа №7 "Радужка", г.о. Жигулёвск

Конспект НОД с использованием интерактивной доски. Составление рассказа по скороговорке

Конспект НОД с использованием интерактивной доски. Составление рассказа по скороговорке

Непосредственно-образовательная деятельность.

Составление рассказа по скороговорке.

Старшая группа.

Цель: Формировать умение у детей составлять повествовательный рассказ, придерживаясь сюжетной линии.

Задачи.

О. О. «Коммуникация»:

Связная речь: Формировать навыки связной речи.

Словарь и грамматика: Развивать умения использовать в речи сложноподчиненные предложения, называть игрушки, предметы, подбирать слова, близкие по смыслу.

Звуковая культура речи: Уточнить и закрепить правильное произношение звуков «С» и «Ц», формировать умение дифференцировать эти звуки на слух в собственной речи, отчётливо произносить слова и фразы с этими звуками; произносить фразы в различном темпе, с разной силой голоса.

О. О. «Социализация» - формировать умение работать в коллективе.

О. О. «Познание» - продолжать знакомить с многообразием животного мира.

О. О. «Чтение художественной литературы» - продолжать развивать умение понимать смысл загадок.

Материал к занятию.

Демонстрационный: Предметы и игрушки – шесть пирамидок, яйцо, кольцо, пуговица, перец, огурец, слива, собака, цыплёнок, слон.

Ход образовательной деятельности.

Организационная часть.

Игра «Скажи какой».

Когда вы хотите рассказать о предмете, какой он, какие слова вы называете?

Дети отвечают.

Послушайте стихотворение М. Щеловановой «Утро» (Приложение, слайд №1) .

Какое сегодня утро?

Сегодня плохое утро,

Сегодня скучное утро,

И, кажется, будет дождь.

Почему же плохое утро?

Сегодня хорошее утро,

Сегодня весёлое утро,

И тучи уходят прочь.

Сегодня не будет солнца,

Сегодня не будет солнца,

Сегодня будет хмурый,

Серый, пасмурный день.

Почему же не будет солнца?

Наверное, будет солнце,

Обязательно будет солнце

И прохладная синяя тень.

Воспитатель задаёт детям вопросы (Приложение, слайд №1)

1. О чём говорится в этом стихотворении?

2. Что сказано про первый день в стихотворении, какой он?

3. Как сказать другими словами про этот день? Подберите слова близкие по смыслу.

4. А если утро солнечное, как можно ещё сказать, какое оно? Подберите близкие по смыслу слова.

5. Что ещё может быть хмурым?

6. Что может быть солнечным?

Дети отвечают.

Физкультминутка: Дети повторяют слова за воспитателем, чётко произнося звук «С». По-том выполняют движения в соответствии с текстом

Мы сегодня рано встали

И зарядку делать стали.

Руки вверх! Руки вниз!

Влево, вправо повернись

И тихонечко садись.

Основная часть.

Есть ещё слова, которые называют, что делает человек или что можно делать с тем или иным предметом. Если человек хмурится, как об этом сказать по-другому?

Дети отвечают.

А есть такие слова и выражения, которые доносят смысл не совсем точно. Я слышала, как другие дети говорили: «Папа, иди шёпотом. Это я проснул сестричку. Я ботинки наизнанку надел». Можно ли так сказать?

Дети отвечают.

Как надо сказать правильно?

Дети отвечают.

Вас научили произносить много разных звуков. Вспомните, какие это звуки. (В случае затруднения воспитатель беззвучно демонстрирует артикуляцию звуков, например «А», «У», «И».)

А теперь произнесите звук «С» протяжно.

Хоровые и индивидуальные проговаривания.

Попробуйте громко произнести другой звук – «Ц».

Хоровые и индивидуальные проговаривания.

Сейчас я буду произносить звук «С» или «Ц», а вы должны будете узнать, какой звук я произнесла. Если я произнесу звук «С» - похлопают в ладошки девочки, а если звук «Ц» - похлопают в ладошки мальчики. (Поочерёдно произносит звуки, прикрыв рот листом бумаги.)

Дети отвечают.

Отгадайте загадку: «Четыре братца под одной крышей стоят» (Стол) (Приложение, слайд №2)

Почему вы думаете, что это стол?

Дети отвечают.

Какой первый звук в слове стол?

Дети отвечают.

Другая загадка: «Пять братцев годами равные, ростом разные». (Пальцы) (Приложение, слайд №2)

Почему вы думаете, что это пальцы?

Дети отвечают.

Поучимся говорить чистоговорки с этими звуками (Приложение, слайд №2) :

Со-со-со – нам сменили колесо.

Цо-цо-цо – снесла курица яйцо.

Обе чистоговорки дети говорят хором и по одному, быстро и медленно.

Вы хорошо слышите и различаете звуки «С» и «Ц». А теперь послушайте и узнайте эти звуки в словах. На звук «С» хлопают в ладоши девочки, на звук «Ц» - мальчики. (Прикрыв рот листом бумаги, воспитатель произносит медленно с небольшими паузами.) Собака, слон, цветок, цапля, оса, лиса, кольцо, яйцо, усы, борец.

Ответы групповые. По последним трём-четырём словам ответы индивидуальные.

Физкультминутка. (По усмотрению педагога)

В стихотворении, которое я прочту, есть слова со звуком «С». Послушайте. (Приложение, слайд №3)

Спит спокойно старый слон.

Стоя спать, умеет он.

(С. Маршак)

Послушайте ещё раз. В этом стихотворении столько слов со звуком «С», сколько на столе пирамидок. Сейчас вы будете называть слова со звуком «С» из этого стихотворения. Кто назовёт правильно, получит пирамидку.

Стихотворение читается ещё раз. Дети называют слова со звуком «С» и выставляют пирамидки на столе воспитателя в ряд.

Аналогичная работа со звуком «Ц» проводится по стихотворению «Курица и цыплята» (А. Капралова) (Приложение, слайд №3) :

Любовалась цыплятами курица:

Что ни цыплёнок, то умница.

Воспитатель даёт задание придумать короткий рассказ на тему «Любовалась цыплятами курица: что ни цыплёнок, то умница». Заслушивает три рассказа, даёт им оценку.

Послушайте и повторите скороговорку «Из соседнего колодца целый день водица льётся».

Хоровые и индивидуальные повторения; громко, тихо, шёпотом.

Аналогичное задание даётся на скороговорку «Скворцы и синицы – весёлые птицы».

Сейчас слушайте внимательно. Я буду произносить слова, но последнее слово договаривать не буду. Вы доскажете его сами.

Так недавно к нам в оконце

Каждый день глядело … (солнце) .

Слышу, лиса, про твои … (чудеса) .

А теперь поиграем в игру:

Игра «Угадай на ощупь»

У меня под салфеткой предметы. Надо их узнать на ощупь, правильно назвать и сказать, какой звук – «С» или «Ц» слышится в слове.

Отвечают те, кто вызовется сам.

Игра «Найди точное слово»

Угадайте, о каком предмете я говорю: круглое, сладкое, румяное.

Дети отгадывают.

Вы знаете, что предметы могут отличаться друг от друга не только по вкусу, но и по величине, цвету, форме.

Дополните другими словами то, что я начну: снег белый, холодный, … Ещё какой?

Дети отвечают.

Сахар сладкий, а лимон … (кислый). Весной погода тёплая, а зимой … (холодная) .

Дети отвечают.

Назовите, какие вещи в комнате круглые (высокие, низкие) .

Дети отвечают.

Вспомните, кто из животных как передвигается. (Приложение, слайд №4) Ворона … (летает, рыба … (плавает, кузнечик … (прыгает, уж … (ползает). Кто из животных как голос подаёт? (Приложение, слайд №4) Петух … (кукарекает, тигр … (рычит, мышь … (пищит, корова … (мычит).

Помогите мне найти слова, противоположные по смыслу, в стихотворении Д. Чиарди «Прощальная игра». (Приложение, слайд №5)

Скажу я слово «высоко»,

А ты ответишь … (низко) .

Скажу я слово «далеко»,

А ты ответишь … (близко) .

Скажу тебе я слово «трус»,

Ответишь ты … (храбрец) .

Теперь «начало» я скажу –

Ну, отвечай … (конец) .

Теперь вы сами придумайте слова, противоположные по значению.

Дети выполняют задание.

Подведение итогов.

Педагог спрашивает у детей, что им понравилось больше всего и предлагает детям сделать книжку-малышку «Противоположности».

28 декабря 2013 в 14:03

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.